Вы наверняка не раз видели на ясном небе белые полосы, тянущиеся за пролетающим самолетом. Они могут быть короткими или растягиваться через все небо. Но что это такое? Ответ кроется в простом физическом явлении, которое имеет красивое название — инверсионный след.
Это не дым, а пар.
Первое и самое важное: белый след — это вовсе не дым от двигателей. Представьте, что происходит, когда вы выдыхаете воздух зимой. Изо рта выходит пар, который моментально превращается в облачко из мельчайших капелек воды. Примерно то же самое происходит и с самолетом, только в грандиозных масштабах. Ученые называют это конденсационным следом.
Как рождается белая полоса?
Выхлопные газы реактивного двигателя — очень горячие и содержат много водяного пара. Когда эта смесь выбрасывается в холодную атмосферу (на высоте 8-12 км температура может достигать -50°C), пар резко охлаждается.
Он конденсируется — то есть переходит из газообразного состояния в жидкое, образуя микроскопические капельки. Но на такой высоте они мгновенно замерзают, превращаясь в мириады мельчайших кристалликов льда. Именно эти миллиарды ледяных иголочек, освещенные солнцем, мы и видим с земли как плотную белую полосу.
Почему след есть не всегда?
А вот здесь все зависит от «настроения» атмосферы. Ключевую роль играет влажность воздуха.
Если влажность высокая, кристаллам льда есть из чего «собирать» вокруг себя еще больше воды. Они не испаряются, а растут, создавая долгий и устойчивый след, который может висеть в небе часами.
Если воздух сухой, ледяным кристаллам просто не выжить. Они быстро испаряются (сублимируются), и след либо не образуется вовсе, либо получается коротким и быстро исчезает.
Итог: След от самолета — это безобидное облако из ледяных кристаллов, созданное сочетанием влажного выхлопа двигателя и холодного разреженного воздуха. Это естественное и вполне изученное явление, которое является неотъемлемой частью современной авиации. Теперь, глядя в небо, вы точно знаете, что рисуют самолеты на его голубом полотне.
Вы когда-нибудь слышали это утверждение? Оно звучит как полный абсурд, нарушающий все законы здравого смысла. Как то, что было нагрето, может остыть и превратиться в лед быстрее? Но это чистейшая правда, и у этого феномена даже есть собственное имя — парадокс Мпембы. От школьной кухни до научных журналов. Этот удивительный эффект наблюдал еще Аристотель, но …
Вы никогда не задумывались, почему в наш технологичный век, с его спутниками и GPS, скорость кораблей по-прежнему измеряют в каких-то архаичных «узлах»? Почему бы не перейти на привычные километры в час? Ответ кроется в простой и гениальной логике моряков, которая прошла сквозь века. Для начала разберемся, что же такое этот «узел».Один узел — это скорость, …
Представьте себе время, когда автомобиль был диковинкой, а по дорогам всё ещё спокойно разгуливали лошади. Именно в эту эпоху, в 1896 году, и случилось событие, которое навсегда вошло в историю — был выписан первый в мире штраф за превышение скорости. Ирония судьбы в том, что «запретная» скорость сегодня покажется нам смешной. В викторианской Англии существовал …
След самолета — это замерзший водяной пар.
Вы наверняка не раз видели на ясном небе белые полосы, тянущиеся за пролетающим самолетом. Они могут быть короткими или растягиваться через все небо. Но что это такое? Ответ кроется в простом физическом явлении, которое имеет красивое название — инверсионный след.
Это не дым, а пар.
Первое и самое важное: белый след — это вовсе не дым от двигателей. Представьте, что происходит, когда вы выдыхаете воздух зимой. Изо рта выходит пар, который моментально превращается в облачко из мельчайших капелек воды. Примерно то же самое происходит и с самолетом, только в грандиозных масштабах. Ученые называют это конденсационным следом.
Как рождается белая полоса?
Выхлопные газы реактивного двигателя — очень горячие и содержат много водяного пара. Когда эта смесь выбрасывается в холодную атмосферу (на высоте 8-12 км температура может достигать -50°C), пар резко охлаждается.
Он конденсируется — то есть переходит из газообразного состояния в жидкое, образуя микроскопические капельки. Но на такой высоте они мгновенно замерзают, превращаясь в мириады мельчайших кристалликов льда. Именно эти миллиарды ледяных иголочек, освещенные солнцем, мы и видим с земли как плотную белую полосу.
Почему след есть не всегда?
А вот здесь все зависит от «настроения» атмосферы. Ключевую роль играет влажность воздуха.
Итог: След от самолета — это безобидное облако из ледяных кристаллов, созданное сочетанием влажного выхлопа двигателя и холодного разреженного воздуха. Это естественное и вполне изученное явление, которое является неотъемлемой частью современной авиации. Теперь, глядя в небо, вы точно знаете, что рисуют самолеты на его голубом полотне.
Related Posts
Черновик
Контент данного раздела в процессе написания.
Горячая вода замерзает быстрее холодной.
Вы когда-нибудь слышали это утверждение? Оно звучит как полный абсурд, нарушающий все законы здравого смысла. Как то, что было нагрето, может остыть и превратиться в лед быстрее? Но это чистейшая правда, и у этого феномена даже есть собственное имя — парадокс Мпембы. От школьной кухни до научных журналов. Этот удивительный эффект наблюдал еще Аристотель, но …
Корабли измеряют скорость в узлах, так как карты рисуют в милях.
Вы никогда не задумывались, почему в наш технологичный век, с его спутниками и GPS, скорость кораблей по-прежнему измеряют в каких-то архаичных «узлах»? Почему бы не перейти на привычные километры в час? Ответ кроется в простой и гениальной логике моряков, которая прошла сквозь века. Для начала разберемся, что же такое этот «узел».Один узел — это скорость, …
Первый в мире штраф за скорость выписали за 13 км/ч.
Представьте себе время, когда автомобиль был диковинкой, а по дорогам всё ещё спокойно разгуливали лошади. Именно в эту эпоху, в 1896 году, и случилось событие, которое навсегда вошло в историю — был выписан первый в мире штраф за превышение скорости. Ирония судьбы в том, что «запретная» скорость сегодня покажется нам смешной. В викторианской Англии существовал …